Какая матрица лучше для игр: VA, IPS или OLED? 🎮 Сравниваем скорость отклика, контраст и частоту обновления, чтобы найти идеальный вариант 🖥️
Если вы задумались над выбором монитора для игр, то наверняка уже сталкивались с вечной битвой между двумя типами матриц — VA и IPS. У каждой есть свои сильные и слабые стороны, и правильный выбор зависит от того, в какие игры вы играете и что для вас важнее: скорость, качество изображения или бюджет.
Давайте без лишних сложностей разберемся, какая матрица лучше для игр.
Основные понятия, которые нужно знать перед выбором монитора
Чтобы точно понять, какая матрица вам подходит, важно разобраться в основных характеристиках, так как они напрямую влияют на качество изображения и комфорт в игре.
Время отклика

Это показатель того, как быстро пиксель меняет свой цвет или один кадр заменяется другим. Измеряется он в миллисекундах (мс).
- Малое время отклика (1—2 мс) означает, что изображение будет четким и без размытия даже в динамичных сценах.
- Высокое время отклика (4—5 мс и более) может вызывать «шлейфы» (эффект ghosting), когда за движущимися объектами остается след.
Естественно, что для игр, особенно динамичных, скорость отклика должна быть как можно меньше, чтобы не было размытия.
Частота обновления экрана
Одна из ключевых характеристик, которая является важной не только для игровых мониторов, но и в целом для цифровой техники, включая даже смартфоны. Частота обновления экрана измеряется в Гц (Герцах) и означает, какое количество кадров меняется в течение одной секунды.
Золотой стандарт для бытового использования — ноутбуки, компьютеры — 60 Гц. Это самый распространенный вариант, который подходит для работы с документами и даже графикой, просмотра фильмов и сериалов. А вот игры — гораздо динамичнее, изображение в них меняется гораздо чаще, чем даже в экшн-фильмах, поэтому частота обновления экрана должна быть заметно выше.
Для большинства геймеров оптимальный вариант — 120–144 Гц, то есть, вдвое выше обычного стандарта. Так изображение не «плывет», не «скрипит», кадры сменяются плавно, без задержки.
А вот для киберспорта нужны 240 Гц и даже выше. Такие мониторы достаточно дорогие и встречаются реже обычных, но обеспечивают просто феноменальную плавность.
Кстати, очень важно, чтобы частота конкретной игры совпадала с частотой обновления экрана. Например, если игра рассчитана на 120 Гц, то 60 Гц ее просто не потянут, изображение будет застревать и дергаться. А вот 120 и 144 Гц справятся прекрасно.
Контрастность и угол обзора
Контрастность — это соотношение между самым ярким белым и самым темным черным цветом на экране. Высокая контрастность делает картинку более насыщенной и реалистичной, особенно на темных кадрах. Обычно в характеристиках можно увидеть такие цифры: 1000:1 или 3000:1. Именно эти данные и передают информацию об уровне контрастности в конкретной модели (что именно выбрать — расскажем позже).
В идеале черный цвет должен быть глубоким и насыщенным даже по краям экрана. На самом же деле, даже продвинутые модели только приближаются к этому значению.
Угол обзора — максимально касательная к контрастности характеристика. С краев экран может довольно заметно бледнеть, особенно это заметно на крупных мониторах. Это обусловлено особенностями нашего зрения. Поэтому существуют изогнутые мониторы, которые обеспечивают более стабильную и точную передачу изображения в углах. Но важно подобрать такой угол изгиба, чтобы было комфортно физически и изображение не попадало в «слепую зону».
Что такое VA и IPS?
Перед тем как погрузиться в сравнение, кратко объясним, что это вообще такое:
- IPS (In-Plane Switching) — технология, в которой кристаллы поворачиваются в одной плоскости. Благодаря этому IPS-матрицы имеют превосходную цветопередачу и широкие углы обзора. IPS появилась в 1996 году. Ее разработала компания Hitachi, чтобы устранить недостатки первых LCD-матриц (TN), в частности плохие углы обзора и неточную передачу цветов. Сначала IPS была дорогой и медленной, но с годами стала основным стандартом для качественных дисплеев.
- VA (Vertical Alignment) — технология жидкокристаллических дисплеев, где пиксели выравниваются вертикально, когда экран выключен, и наклоняются, когда он работает. Это дает глубокий черный цвет и высокий контраст. VA была представлена чуть позже, в конце 1990-х. Компания Fujitsu создала ее как промежуточное решение между дешевыми TN и дорогими IPS. Главным преимуществом VA стал высокий контраст, но изначально она имела плохое время отклика и углы обзора.
А теперь перейдем к самому интересному — как они ведут себя в играх.
Контрастность и передача цветов

Мы уже выяснили, что высокая контрастность и точная передача цветов — сверхважные моменты в игре. И оба типа матриц имеют разные показатели.
VA отлично подходит для темных сцен благодаря высокому контрасту (обычно 3000:1 или даже выше). Если вы играете в ужасы или атмосферные RPG, такие как Dark Souls или Cyberpunk 2077, VA покажет вам глубокий черный, который гораздо ближе к реальному.
А вот в IPS цвета выглядят более живыми и точными. Если вы художник, стример или просто любите сочные картинки в Forza Horizon или Genshin Impact, то IPS — ваш выбор. Но стоит учитывать, что черный здесь больше напоминает просто серый, как на довольно стареньких ноутбуках: матрицы IPS имеют показатель 1000:1, то есть, яркость черного втрое ниже, чем у VA.
Время отклика и скорость обновления
А вот здесь нас ожидал небольшой сюрприз, поскольку старшая IPS имеет лучшие характеристики, чем младшая и более современная VA.
- В среднем IPS-матрицы имеют время отклика 1-2 мс, что делает их идеальными для быстрых шутеров, таких как CS:GO, Valorant или Call of Duty. Картинка будет четкой, без размытия.
- А вот у VA ситуация немного хуже. Время отклика обычно 4-5 мс, что может вызвать эффект «призраков» (когда за объектом остается шлейф). Даже в быстрых VA-мониторах (с откликом 1 мс) он все равно иногда заметен.
Частота обновления
А вот частота обновления экрана, важная характеристика, о которой мы говорили подробнее выше, у двух типов матриц может быть как и на высоком уровне, так и достаточно на среднем. Существенно зависит от того, какого года выпуска конкретный монитор, компьютер или ноутбук.
Есть и VA, и IPS с частотой 144 Гц, 240 Гц и даже 360 Гц. Но нюанс в том, что IPS обычно поддерживает более высокие частоты с лучшей стабильностью.
Какая матрица лучше для игр: OLED
Кроме VA и IPS, на рынке есть еще один игрок — OLED (Organic Light-Emitting Diode). Это совсем другая технология, которая не использует подсветку, а каждый пиксель самостоятельно излучает свет.
Давайте посмотрим, в чем OLED превосходит VA и IPS, а в чем — проигрывает.
Чем OLED лучше VA и IPS?

- Идеальный черный — у VA хороший контраст, но у OLED он безграничен (контрастность фактически ∞(бесконечность):1). В темных сценах черный остается абсолютно черным, что делает OLED идеальным для игр типа Cyberpunk 2077, Dead Space Remake или The Last of Us Part I.
- Мгновенное время отклика (0.1 мс!) — в то время как IPS имеет 1-2 мс, а VA — 4-5 мс, OLED побеждает всех. Благодаря этому в динамичных играх нет шлейфов, артефактов или размытия. Идеально для CS:GO, Valorant и Call of Duty.
- Лучшая передача цветов — OLED имеет более широкий цветовой диапазон, чем VA и IPS. Цвета выглядят естественно и насыщенно.
- Более широкие углы обзора, чем у IPS — можно смотреть на экран под любым углом, и картинка не искажается.
Кажется, это просто идеальный набор настроек как и для тех, кто только начинает играть, так и для тех, кто уже имеет немалый опыт. Но даже у самой крутой техники есть и свои нюансы и недостатки.
В чем минусы OLED?
- Дороже VA и IPS — OLED-мониторы стоят заметно больше.
- Риск выгорания пикселей (Burn-in) — если на экране долго отображается одна и та же картинка (например, элементы интерфейса в Dota 2 или GTA V), эти пиксели могут «выгорать». Производители пытаются бороться с этим (например, добавляют технологию Pixel Shift), но риск все еще есть.
- Максимальная яркость меньше, чем у лучших IPS — OLED-картинка замечательная, но в очень ярких сценах IPS может выглядеть лучше, особенно при прямом освещении.
Хотя стоит все же подчеркнуть, что OLED, хоть и медленно, но становится новым стандартом матриц — именно благодаря очень классным характеристикам. Соответственно, со временем цена на него будет немного ниже, хотя вряд ли когда-то будет на одном уровне с VA и IPS.
Какая матрица лучше для игр: OLED, IPS или VA? Сравниваем характеристики
Характеристика | VA | IPS | OLED |
Контрастность | Высокая (3000:1) | Низкая (1000:1) | Безграничная (∞:1) |
Передача цветов | Насыщенные, но могут быть неточными | Яркие и точные | Лучшие |
Время отклика | 4-5 мс | 1-2 мс | 0.1 мс (мгновенный) |
Частота обновления | До 240 Гц | До 360 Гц | До 240 Гц |
Угол обзора | Меньше, возможны искажения | Широкий (178°) | Лучший |
Риск выгорания | Нт | Нет | Есть (Burn-in) |
Цена | Доступный | Средний | Дорогой |
Что выбрать под разные задачи?

Разные игры могут требовать разные технические характеристики от устройств. Даже та же частота обновления — в играх она должна совпадать и в самой игре, и на мониторе. Поэтому в зависимости от задач уместными будут разные матрицы.
Монитор для киберспорта и быстрых шутеров (CS:GO, Apex Legends, Overwatch)
Если вы играете в динамичные онлайн-шутеры, где каждая миллисекунда решает исход матча, вам нужен максимально быстрый монитор. Идеальный выбор — IPS.
- Высокая частота обновления (144-240 Гц и выше) — гарантирует плавную картинку без размытия.
- Низкое время отклика (1-3 мс) — минимальная задержка между вашими действиями и тем, что вы видите на экране.
- Хорошие углы обзора — если вы двигаетесь или наклоняетесь, цвета не меняются.
Альтернативный вариант: OLED — идеальный, но пока дорогой выбор. Имеет самое низкое время отклика, но может выгорать.
А вот VA для таких задач не рекомендуется — из-за более медленной смены пикселей могут быть эффекты «шлейфов» или «призраков» при резких движениях.
Монитор для сюжетных игр, ужастиков и стратегий (The Witcher 3, Resident Evil, Cities: Skylines)
Если вы любите погружаться в атмосферу игры, важны глубокие цвета и высокая контрастность. Идеальный выбор — VA или OLED-матрица.
- Глубокий черный цвет и высокая контрастность (3000:1 и более) — отлично подходит для темных сцен, особенно в ужасах или RPG.
- Высокое разрешение (2K или 4K) — сделает изображение детализированным.
- Хорошая цветоперцветопередача (VA — лучше, чем TN, но хуже IPS; OLED — идеальная передача цветов).
Но если для вас важна контрастность, то обратите внимание, что IPS будет заметно «съедать» черный цвет, и изображение будет выглядеть серым и неярким.
Вывод
Выбор идеального монитора для игр зависит от жанра и приоритетных характеристик, таких как скорость отклика, контрастность и цветопередача. Если вас интересует, какая матрица лучшая для игр, то IPS станет универсальным решением благодаря высокой частоте обновления и быстрому времени отклика, что важно для киберспорта. VA отлично подходит для атмосферных игр с темными сценами благодаря высокой контрастности, но может иметь «шлейфы» в динамических сценах. OLED предлагает лучшее качество изображения и мгновенный отклик, однако дороже и имеет риск выгорания пикселей.